Временный спад
По мнению экспертов, замедление связано с резким сокращением производства минеральных удобрений. Если в 2017 году темп роста выпуска этой продукции составил 8,2%, то в 2018 году – всего 1,5%. В первую очередь, сократился выпуск калийных удобрений из-за резкого сокращения экспорта этой продукции – на 20%. Причиной этого стала недоговоренность по цене с основными экспортерами – Индией и Китаем.
Хотя ослабевший после 2014 года курс рубля поддерживал химпром, как и других экспортеров, в 2018 году произошло резкое ухудшение динамики производства агрохимической продукции. Если в 2017 году рост выпуска гербицидов и фунгицидов составлял десятки процентов, то 2018 году их производство снизилось в среднем на 6%. Отчасти это можно объяснить фактором высокой базы, а отчасти – уменьшением госфинансирования и сокращением финансовых результатов аграрного сектора. Также после двухлетнего роста в 2018 году сократился выпуск лаков, красок, бытовой химии, химических волокон и большей части продукции базовой химии (этилена, бензола, аммиака).
Игроки отрасли столкнулись с рядом проблем, среди которых нехватка средств из-за сокращения доступа к дешевому зарубежному финансированию на фоне санкций, возросшие затраты на транспортировку и сертификацию продукции при экспорте, отсутствие свободных средств на НИОКР и слишком высокие проценты по кредитам.
Тем не менее, в текущем году спрос на химическую продукцию в мире начинает расти, удалось договориться по ценам с азиатскими клиентами, так что есть все шансы вернуть химпрому статус одного из "локомотивов экономики".
Помощь от государства
Многое для этого делает и государство. Прежде всего, компаниям предлагаются финансовые инструменты — субсидирование части затрат на НИОКР, уплата процентов по кредитам на реализацию инвестиционных проектов, льготное кредитование, возмещение некоторых расходов на транспортировку и сертификацию продукции при экспорте. Если у предприятия хватает средств, но нет понимания дальнейшей стратегии развития, возможна нефинансовая поддержка. Это, к примеру, упрощение таможенно-тарифного регулирования, стимулирование участия компаний в конгрессах и выставках в России и за рубежом, помощь в поиске заказчиков.
Стратегия развития химического комплекса до 2030 года, разработанная Минпромторгом, предполагает повышение конкурентоспособности продукции, в том числе, за счет импортозамещения в верхних переделах производства. Для этого проводится поддержка спроса внутри страны путем регулирования импортных пошлин и разработки межотраслевых программ, координирующих деятельность предприятий химического комплекса и смежных отраслей.
Немало внимания химической промышленности уделяет Фонд развития промышленности, специально созданный для организации новых производств и обеспечения импортозамещения. Он предлагает разнообразные программы по цифровизации, лизингу, производству комплектующих, а также целевые займы по ставке от 1 до 5% годовых сроком до 7 лет на условиях софинансирования проекта со стороны инвестора или банка.
Вот один из свежих примеров – в июле этого года при поддержке ФРП в Пензенской области состоялся запуск производства эластичного пенополиуретана мощностью 10 тысяч тонн в год. Совокупные инвестиции в проект оцениваются в более чем 1,4 млрд рублей. ФРП предоставил пензенскому предприятию заем на 500 млн рублей по программе "Проекты развития". На эти деньги завод был оснащен передовым оборудованием, что позволяет достичь максимальной производительности труда. Она будет в разы превышать показатели аналогичных производств в России, а сам завод станет самым крупным в Европе по объемам выпуска продукции.
Всего по состоянию на сентябрь 2018 года ФРП инвестировал около 66 млрд рублей в 280 проектов, из них около 33 в области химии. На долю отрасли приходится около 8,3% от всей суммы займов фонда, или 5,47 млрд рублей.
Внимание на экспорт
Программ компенсации затрат непосредственно из средств бюджета через Минпромторг или институты развития очень много, и многие из них "заточены" на экспортные проекты. Это особенно важно для химической отрасли, во многом ориентированной на внешние рынки. Так, существует корпоративная программа повышения конкурентоспособности, с помощью которой предприятия через ВЭБ получают субсидию на финансирование экспортных программ. В этом году на нее заложено почти 3,1 млрд рублей из бюджета РФ.
Также министерство предоставляет субсидии организациям химического комплекса на компенсацию части затрат, понесенных в 2014 - 2016 годах на реализацию комплексных инвестпроектов по созданию новых производств с применением промышленных биотехнологий. Субсидии по кредитам, полученным в валюте РФ, предоставляются в размере 90% суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту в расчетном периоде. Программы рассчитаны как на малый, так и на средний и крупный бизнес.
Летом этого года Минпромторг подготовил поправки в законодательство, дающие ряду отраслей химической промышленности конкурентные преимущества на российском и международном рынке. На льготные кредиты под экспортные проекты до 2024 года в бюджете заложен 361 миллиард рублей, и из них на химическую отрасль предусмотрено 15% от суммы. В рамках реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" к 2024 году планируется выделить почти 1 трлн рублей.
Как определиться
У каждого предприятия своя специфика, и, возможно, ему подойдут меры поддержки, не нацеленные непосредственно на химпром, например, механизм СПИК, призванный поддержать крупные инвестпроекты. Он активно используется автопроизводителями, которые, в свою очередь, тесно связаны с химиндустрией.
Есть и программы помощи ученым, занимающимся передовыми разработками, что также важно для высокотехнологичной химической отрасли. Так, при помощи Фонда содействия инновациям разработана и уже действует грантовая программа "УМНИК" (Участник молодежного научно-инновационного конкурса). Она поддерживает коммерчески ориентированные научно-технические проекты молодых ученых, в которой могут участвовать не только компании, но и физлица.
Конечно, получение субсидий связано с целым рядом сложностей – требуется масса сил и времени, которых у предпринимателей зачастую нет. Даже на то, чтобы разобраться, какая из более 400 мер наиболее эффективна, может уйти несколько недель. ООО "РИЦ-Консалт" поможет вам в этом начинании.
Мы проанализируем, какая именно поддержка необходима вашему предприятию и что из государственных программ может вам подойти, окажем содействие в подготовке необходимых документов, в том числе, бизнес-планов и ТЭО, разработаем заявку и поможем с ее продвижением на всех этапах рассмотрения. Мы поможем предприятию выйти на внешний рынок и организовать поставки, в том числе, с использованием государственных мер поддержки.
Автор: Наталья К / "РИЦ-Консалт"