Подпишитесь и мы будем присылать публикации на почту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Блог
Публикации

Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК)

В условиях международных санкций российское правительство столкнулось с проблемой оттока капитала из отечественной экономики. Для привлечения инвестиций, как иностранных, так и российских, государство предлагает инвесторам различные варианты поддержки. Одним из них является соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Этому инструменту посвящен Федеральный закон от 01.04.2020 года №69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в России».


Соглашение заключается между инвестором и государственным органом по поводу совместной реализации какого-либо инвестиционного проекта. Инвесторами могут быть российские и иностранные граждане и организации. Второй стороной договора является уполномоченный орган власти в регионе, на территории которого планируется реализация проекта. Если размер инвестиций превышает 250 млн. рублей, то соглашение заключается с Российской Федерацией. Инициатива заключения соглашения может исходить, как от инвестора, так и от государства. Установлен перечень сфер, инвестиции в которые не получат государственной поддержки: игорный бизнес, производство алкогольной и табачной продукции, добыча нефти и газа, оптовая и розничная торговля и т.д. Тем самым государство предоставляет поддержку по рассматриваемому Закону при реализации, прежде всего, социально-ориентированных проектов.

Как сообщает РБК по условиям уже заключенных СЗПК, их участники вложат в проекты 135,7 млрд руб., в том числе:

  1. холдинг «Мираторг» — 4,9 млрд и 2,5 млрд руб. в рамках двух проектов по реконструкции корпуса по производству замороженных мясных полуфабрикатов и готовых блюд в Калининградской области и строительству комбикормового предприятия Орловской области;
  2. ПАО «Сокольский ЦБК» (проект Segezha Group) — 11,1 млрд руб. в проект по выпуску в Вологодской области небеленой жаростойкой бумаги;
  3. онлайн-ретейлер Wildberries — более 5 млрд руб. в проект по созданию центра обеспечения омниканальной торговли в Татарстане;
  4. ООО «Р-Опра» — 8,6 млрд руб. в строительство в Москве фармацевтического предприятия по выпуску средств для лечения онкологических заболеваний, а также антипсихотических, противоревматических и противоастматических препаратов;
  5. Волховский филиал АО «Апатит» — 28 млрд руб. по проекту модернизации и расширению существующего производства минеральных удобрений в Ленинградской области;
  6. Группа ЕСН (АО «Технолизинг») — 55 млрд руб. в создание в Амурской области завода по производству метанола мощностью 1 млн т;
  7. ООО «Тепличный комплекс «Зеленая линия» — 6,4 млрд руб. в строительство высокотехнологичного тепличного комплекса в Краснодарском крае;
  8. ООО «РУМЕЛКО — АГРО» — более 14 млрд руб. в строительство двух молочно-товарных комплексов и одного комплекса для выращивания молодняка в Тверской области.

Для заключения соглашения инвестор должен направить в Министерство экономического развития и торговли и аналогичный по кругу решаемых задач региональный орган власти заявление. Формы заявления и требования по его оформлению определены в постановлении Правительства РФ от 01.10.2020 года №1577.

К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • проект Соглашения, составленный по типовой форме;
  • копии связанных договоров. К таким договорам относятся соглашения, которые содействуют реализации инвестиционного проекта, например, кредитный договор, договор поставки товаров и т.д.;
  • согласие местных органов власти, если они будут являться стороной Соглашения;
  • информация об инвесторе, включающая в себя сведения о размере уставного капитала, составе участников, копии учредительных документов, копии годовой финансовой отчетности;
  • бизнес-план проекта;
  • финансовая модель проекта;
  • решение заявителя об утверждении бюджета на капитальные расходы, необходимые для реализации проекта;
  • при необходимости разрешение на строительство;
  • перечень объектов инфраструктуры, которые должны быть построены на бюджетные средства;
  • документы о регистрации юридического лица;
  • документы о полномочиях руководителя организации-заявителя;
  • справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам, другим обязательным платежам;

До 01 апреля 2021 года все документы должны направляться в бумажном виде, а после этой даты действует исключительно электронный формат подачи. Иностранным инвесторам потребуется также обеспечить официальный перевод документов на русский язык и их легализацию. На рассмотрение документов Закон отводит 30 рабочих дней. При наличии ходатайства о признании заключенных договоров связанными срок увеличивается до 45 рабочих дней.

Основаниями для отказа в заключении Соглашения являются следующие обстоятельства:

  • представленные документы составлены с нарушением требований законодательства;
  • нарушен порядок подачи документов;
  • заявитель не может быть инвестором в соответствии с Законом;
  • инвестиционный проект не является новым;
  • сфера реализации проекта не подпадает под действие Закона;
  • представление недостоверной информации о заявителе. 

В ближайшее время планируется запустить государственную информационную систему «Капиталовложения», через которые будет происходит общение инвесторов и государственных органов, подача документов и т.д. Также в этой системе будут размещаться сведения о планируемых государством инвестиционных проектах, в которых может принять участие частный бизнес. 

По данным Минэкономразвития РФ, до конца 2020 года планировалось подписать 20 Соглашений на общую сумму около 900 млрд. рублей. Так, в рамках инвестиционных проектов будут реконструированы и построены предприятия пищевой, легкой, фармацевтической промышленности, в сфере производства удобрений и химических веществ, в области сельского хозяйства и т.д. Введение автоматизированной информационной системы позволит существенно оптимизировать процедуру заключения Соглашений, что привлечет в национальную экономику дополнительные средства.  

Чем же государство хочет заинтересовать инвесторов? Размещая проект, орган государственной власти должен донести до общего сведения декларацию о реализации инвестиционного проекта. В ней указывается перечень мер государственной поддержки и объектов инфраструктуры, которые обязуется построить государство. Основной механизм поддержки со стороны властей выражается в установлении так называемой «стабилизационной оговорки».

Смысл этого новшества заключается в том, что на время реализации инвестиционного проекта по Соглашению, в отношении инвестора не применяются акты и решения органов государственной власти, которые ухудшают условия ведения хозяйственной деятельности, например:
  • которые предусматривают увеличение ставок вывозных таможенных пошлин;
  • влекущие за собой изменение правового режима земельных участков, их цены при приватизации, возможности их предоставления без торгов и т.д.;
  • предусматривающие увеличение ставок различных налогов и сборов и т.д.


Закон детально прописывает, какие конкретно меры поддержки применяются в отношении инвесторов, их параметры и сроки действия. При этом существует зависимость характера и содержания стабилизационной оговорки от объема финансирования проекта.
Для заключения Соглашения требуется победить в конкурсе. При этом в каждом регионе, в котором планируется реализация инвестиционного проекта, принимаются самостоятельные правила проведения таких конкурсов. Инвестор, желающий заключить Соглашение, должен представить инициатору конкурса пакет документов, куда входят заявление, бизнес-план, финансовая модель проекта, уставные документы, другие бумаги, предусмотренные Законом и условиями конкурса. В настоящее время документы подаются еще в бумажном виде, в следующем году вся процедура должна реализовываться через личный кабинет инвестора в ГИС «Капиталовложения». 

Победителем конкурса признается инвестор, который предложит наилучшие условия по следующим параметрам:

  • объем инвестиций. Приоритет отдается тем, кто планирует вложить больше денежных средств;
  • объем требуемых мер государственной поддержки. Шансы на успех увеличиваются, если инвестор готов обойтись вообще без помощи государства или с минимальной поддержкой;
  • сроки реализации. По данному критерию оценивается не столько срок завершения проекта, сколько общая эффективность за единицу времени.  


С победителем конкурса заключается Соглашение в установленном законодательством порядке. Дальнейшее исполнение Соглашения осуществляется в соответствии с его положениями. Здесь следует отметить важный нюанс. В соответствии с Законом, если государство не предоставило указанные выше меры поддержки, то инвестор может рассчитывать на возмещение причиненного ущерба при наличии целой совокупности довольно жестких условий, например, осуществления капиталовложений в полном объеме, как это предусмотрено Соглашением. Но несмотря на такие ограничения бизнес активно вовлекается в работу по новому Закону.



Рекомендуем:

Медиация с налоговыми органами

Обзор изменений в налоговом законодательстве РФ от 23.11.2020

Защита интересов должника по поставкам "take or pay" (бери или плати)



ООО «РИЦ-Консалт»